Стиль  регентства

Стиль регентства, пришедший на смену пышной, величавой декоративности барокко, занимает некое промежуточное положение между французскими «королевскими стилями», являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Хронологические рамки этого стиля приблизительно совпадают со временем, когда Филипп Орлеанский был регентом при малолетнем короле Людовике XV (отсюда название стиля).

В прикладном искусстве скачкообразные изменения очень редки, развитие, как правило, протекает плавно, с едва заметными переходами от одного стиля к другому. Такого рода переходным этапом был и стиль регентства. Близкие по характеру и хронологическим рамкам явления прослеживаются и в мебельном искусстве ряда других стран, особенно Англии (период правления короля Георга I). Как переходный, стиль регентства, в сущности, не имеет каких-то ярких, лишь ему одному присущих черт; большая часть изделий этого периода почти с таким же правом может быть отнесена как к зарождающемуся стилю, так и к нисходящему.

Дух утонченности, интимности проникает в интерьер, мебель, во всю обстановку жилья. Следствием изменений, наметившихся в быте, было появление рабочей комнаты и замена секретера письменным столом (бюро). Салоны обставляются в соответствии с менее принужденным характером светской жизни. Стулья и кресла группируются вокруг столиков; интерьеры парадны, хотя в великолепии они и уступают интерьерам предшествующей эпохи.На фоне очень развитого убранства стен и потолков мебель играет довольно подчиненную, второстепенную роль.

Изменения в стиле сказались прежде всего на характере декоративного убранства изделий. Формы мебели становятся грациозными, композиция — более непринужденной, динамичной. Излюбленные орнаментальные мотивы: гротеск, ленточное переплетение, прихотливые завитки. Увлечение китайским фарфором, лаками, мебелью оказало стимулирующее влияние на европейское прикладное искусство. Среди мотивов украшения появляются китайская пагода, зонтик, веер, стилизованный лист пальмы. Известный и прежде мотив раковины теперь приобретает самые затейливые формы, предвещающие рококо.

В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Очень эффектны изделия, обработанные черной полированной фанерой и бронзовыми накладками. Изощренные формы и декорирование консолей поистине являются порождениями необузданной фантазии.

Французская мебель эпохи Регентства

Кровать — теперь «полубалдахинная» — по-прежнему остается важным предметом обстановки. Особенно своеобразны по решению ножки стульев, кресел и столов. Гнутые и точеные в виде балясин барочные ножки обильно украшаются мотивами масок, женских головок, стилизованных листьев; динамичные, сложные очертания получают и проножки. Изящный по линиям, нарядный, приподнятый на высокие ножки и имеющий, как правило, три ящика, комод становится в это время одной из излюбленных мебельных форм. В формах мебели для сидения прямые линии сменяются округлыми, структура диванов обогащается новыми элементами. Входит в моду и появившийся в недалеком прошлом шезлонг (что означает «длинный стул»;). Однако среди предметов мебели для сидения доминирующая роль по-прежнему остается за представительным креслом.

Каминные экраны, составлявшие важную часть обстановки жилища, тоже отличались разнообразием решений и богатством отделки. В парижской мебели эпохи регентства черное дерево постепенно вытесняется орехом и розовым деревом, появляются первые изделия из махагони — красного дерева.

Свойственный эпохе дух непринужденности, игривой кокетливости наиболее полно выражен в проектах де Котта. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов. Барочные по существу элементы орнаментики — волюты, лист аканта, ленточное переплетение и пр. — приобретают большую легкость, воздушность. Поверхности членятся рамками с закругленными углами. Появляется прием украшения резным ромбовидным орнаментом. Декоративное искусство перестает быть прерогативой двора; каждый дворянин обставляет и украшает свой дом и загородную виллу в соответствии со вкусами дня.

Особенности переходного стилевого этапа присущи и мебельному искусству Германии десятых-двадцатых годов XVII века. Если в обстановке дворцов и особняков аристократии царит дух откровенного подражания французским образцами, то в формы бюргерской мебели проникает стиль регентства, хотя и в сильно переработанном виде. Ведущие центры мебельного производства в этот период сосредоточены на юге Германии (Майнц, Вюрцбург, Аугсбург). Осваиваются новые формы кабинета, комод, секретер. Поверхности изделий слегка изогнуты, для маркетри употребляются различные породы дерева, кость, медь, олово.

Английская художественная мебель рассматриваемого периода тоже чутко реагировала на стиль регентства. В развитие искусства мебели большой вклад внесли известные архитекторы Рен, Ванбург и Кент, но главная заслуга в выработке самобытных, удобных мебельных форм принадлежит отличным мастерам-мебельщикам. Особенности стиля этой эпохи — эпохи, предшествующей Чиппендейлу, — прослеживаются в формах и декоре кабинетов, горок, комодов, столов, стульев. Наиболее интересным, совершенным в эстетическом и функциональном отношении элементом английской мебели является ножка; плавно изогнутая, она завершается сверху широкой лобовой частью, внизу — копытцем, а позднее орлиными когтями, сжимающими шар («Ball and Claw feet»). Начиная с 20-х годов ведущим материалом в изготовлении мебели становится красное дерево. Увлечение «китайщиной», со всеми вытекающими из него последствиями для декоративно-прикладного искусства, широко распространилось в этот период и в Англии.

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*