Готический стиль

Во Франции, на родине готики, очень грациозные, элегантные готические формы мебели характеризуются утонченностью деталей. Характерные орнаменты мебели в ранний период состоят из строгих геометрических узоров, а в поздний — из ажурных, характера «пламенеющей» готики. Вместе с тем встречаются архитектурные элементы и растительный орнамент.

Французский сундук сродни фламандскому, он имеет рамочную конструкцию и украшен плотным ажурным орнаментом. Мебель на севере Франции находилась под сильным влиянием фламандской и нидерландской мебели, в большинстве случаев тяжеловесного, но прекрасного стиля. Влияние приходило от многих приезжающих нидерландских резчиков по дереву. Так родилось богатое благородное украшение французской мебели позднего средневековья.

Распространенным видом мебели XV века является роскошный буфет (дрессуар), подобный ему вид мебели можно найти и в немецкой Рейнской области. Среди стульев и здесь есть отдельные варианты складного стула, основная форма которого исходит из Италии. Отдельные элементы форм позднего периода уже свидетельствуют о растущем духе Ренессанса (переходный стиль: 1498—1515, Людовик XII).

Мебельное искусство Германии и Фландрии в средневековье было развито очень высоко и имело много общего с таковым соседней Франции. Как в художественном отношении, так и технически прекрасно выполненная мебель была простой, отличалась широтой замысла; материалом служили твердые породы дерева. Мебель имела рамочную конструкцию с тонкими филенками.

В качестве украшений применяли прекрасные резные растительные элементы, свободный ажурный орнамент и складки. Типичными мебельными изделиями являются высокие двустворчатые шкафы с четырьмя, шестью или девятью филенками, а также буфеты на высоких ножках. Столярная работа отличается точностью, резные работы выполняются очень тщательно и тонко.

В северной Германии, на Рейне изготавливали лучшую готическую мебель с угловым соединением в зуб; сохранились прежде всего предметы обстановки церквей. Большие, исполненные достоинства шкафы по конструкции сходны с фламандскими. Заслуживает внимания высокий шкаф для рождественских пирогов на ножках, с богатой резьбой, ажурным орнаментом и складками, позднее — с живым растительным орнаментом на филенках; шкафы в большинстве случаев украшаются декоративной ковкой. Изготавливались также типичные сундуки-скамьи.

Южнонемецкий стиль был распространен в Альпийских странах — в Швейцарии, в Южной Баварии, Тироле, Штирии, Каринтии и Верхней Австрии. Южнонемецкая мебель изготавливалась преимущественно из мягкой древесины, она имела дощатую конструкцию и украшалась плоской резьбой. Внутренние помещения имели деревянную обшивку с профилированными планками. Самым примечательным мебельным изделием является большой двухкорпусный шкаф с четырьмя дверками.

Прекрасная готическая мебель сохранилась в тирольских замках: разнообразные формы столов, кровати с балдахинами и нишами, украшенные богатой резьбой сундуки, стулья, скамьи, встроенные в стену узкие шкафы для умывальных принадлежностей и другие типы мебели. Встречаются и первые попытки фанеровки и примитивной инкрустации.

Южное направление готики захватило и верхнюю Венгрию, где изготавливали прекрасную мебель. До нас дошли прежде всего предметы церковной обстановки (из Бартфы, Лёче, ныне на территории Словакии): стулья для клироса, библиотеки, столы и т. д. Основными признаками являются строгая конструкция и плоская ажурная орнаментика, роспись и позолота.

В Англии различают три периода готики: ранней готики, 1189—1307, декоративной готики, 1307—1377, и поздней, или «вертикальной» готики, 1377—1590. Ранняя английская готика представлена тяжеловесной резной мебелью из дуба с грубым членением и орнаментом из складок — мотив, который пришел в Англию с фламандской мебелью и распространился там.

В членении изделий мебели позднее ощущается сильное влияние архитектуры. Длительное время преобладала дощатая конструкция шкафов. Интересны шкафы со сквозным ажурным орнаментом и низкие, напоминающие столы и креденцы. Особое место занимает мебель поздней готики — периода правления Тюдоров. Сквозной ажурный орнамент и особый вид арочных украшений еще относятся к готике, однако на углах, розетках и других мотивах уже заметно вторжение раннего ренессанса. В большинстве случаев это относится к мебели, испытавшей на себе голландское влияние, как, например, характерный шкаф для посуды.

В Италии, где по-прежнему черезвычайно сильным было влияние античных традиций, готический стиль считался варварским; уже в самом названии его нашло выражение пренебрежение к чуждому по духу искусству северных стран. У готического стиля в Италии переняли орнаментику, но все острые «готические» углы были притуплены. Плоская резьба южнонемецкой мебели повлияла на орнаментику североитальянских шкафов; в Венеции и Ломбардии деревянные сундуки украшались прекрасной ажурной резьбой с розетками. Интересны и сундуки из центральной Италии (Тоскана и Сиена, ок. 1400 года), фигурная лепнина которых расписывалась и покрывалась позолотой (стукко).Итальянская и испанская готическая мебель

Характерно итальянской техникой украшения мебели была чертозианская мозаика. В Венеции и Милане делали мебель с миниатюрными вкладками — восточной по характеру интарсией, напоминавшей индийскую (бомбейскую). В, качестве материала использовалась цветная древесина, слоновая кость, перламутр; было принято всю поверхность покрывать тонко выполненным узором из звезд и розеток. Такая орнаментика использовалась для украшения стульев без спинок с х-образными ножками, скамеечек и стульев со спинкой. Среди мастеров было много монахов-картезианцев («чертозианцев»), отсюда и название техники. Она пришла в Северную Италию и Испанию с Востока, очевидно, через Венецию, благодаря средиземноморской торговле. В Венеции тоже применяли чуждый итальянцам сквозной ажурный орнамент. Позднее, в XV веке, в Венеции и в Вероне по южно-немецким образцам изготавливались сундуки и шкафы с готическим лиственным орнаментом и плоской резьбой. Кроме того, в Италии изготавливалась и очень красивая готическая мебель с росписью; родиной прекрасной готической мебели с росписью были Флоренция и Сиена, нередко эту мебель покрывали позолотой.

Готический стиль оказал на итальянскую архитектуру и мебельное искусство довольно поверхностное влияние, что можно объяснить различиями условий жизни и климата. Южнее Альп были совершенно иные предпосылки для развития культуры быта (лучший климат, больше свободного времени, более открытые города и т. д.). В Италии нет жилищ закрытого, интимного, более уютного типа, какие были созданы в северных странах.

В Испании мебельное искусство и архитектура придерживались французского направления. Сильное влияние на орнаментику оказал арабо-мавританский стиль: интересное смешение геометрических мотивов, мотивов вьющихся растений с уже запутанными линиями ажурного орнамента поздней, «пламенеющей» готики. Для испанской мебели характерна чрезвычайно сложная, богатая плоскостная отделка поверхности.

К сожалению, кроме церковных скамей и стульев для клироса мы не знаем другой испанской мебели средневековья. В средневековой Испании процветала резьба по дереву в восточном духе. Применялись и другие виды орнаментики: сундуки обтягивали кожей, использовалась богатая металлическая (железная и бронзовая) фурнитура, мотивы сталактитов, выточенные бруски. Украшения в готическом стиле не были строго симметричны. Членения же мебели удивительно пропорциональны, однако орнаменты было принято менять и варьировать, не заботясь о симметрии. Как раз это-то и придавало мебели определенную свободу и легкость.

О технике изготовления мебели в средневековье уже говорилось. Суммируя, можно утверждать, что столярное ремесло, несомненно, было высоко развитым, способным решать трудные задачи в области художественного оформления мебели. Вначале технические навыки были еще несовершенны, по с течением времени члены столярных цехов достигли высокого мастерства в области применения рамочно-филеночной вязки, в разработке мелких деталей; они в совершенстве владели трудной техникой резьбы, росписи и позднее инкрустации. В период готики столярное ремесло достигло больших успехов, что обеспечило предпосылки для выполнения еще более сложных задач в стиле ренессанса.

Готический стиль — важный этап в истории развития мебельных стилей, он создал много новых типов мебели и воскресил к новой жизни забытую античную мебельную технику. Он привел столярное ремесло к подъему и дал ему живую, оригинальную форму выражения в орнаментике. В готическом интерьере мебель все еще не совсем подвижна; многие типы ее по-прежнему тяготеют к стенам, встроены, многие несут на себе признаки архитектурного формализма. С другой же стороны, не один тип мебели свидетельствует о новизне конструктивных решений, богатстве форм, служит созданию настроения, уюта.

Богатейший мир готических форм бесследно исчез. Даже эклектизм XIX века обращается к элементам готики лишь при разработке «языка» форм нового вида архитектурных сооружений — сооружений из чугуна, и то по ошибке. Когда завершился характерный для готики «прыжок в пространство», мир вновь обратился к античной традиции.

Готический стиль. Часть 1

Готический стиль. Часть 2

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*