Искусство народов Средиземноморья плодотворно влияло на развитие как западных, так и восточных форм мебели. Индусы, живя по соседству с древними персами, переняли от них элементы греческих форм, а в средние века находились в основном под влиянием мусульманской по характеру персидской орнаментики. Несмотря на такое переплетение стилей, индийское прикладное искусство было самостоятельным, хотя в течение веков выступало в различных стилевых формах. В отдельных видах индийского искусства можно наблюдать единство художественных приемов, что проявляется и в предметах домашней обстановки. Мы мало знаем о древнеиндийской мебели, образцы ее до нас почти не дошли, но с влиянием древнеиндийских резчиков мы встречаемся в более поздние эпохи в Португалии и Голландии.
Индусы поселились на территории нынешней Индии около 2000 года до н. э. и создали там классовое общество, подобное египетскому. Они обладали высокоразвитой культурой, законодательством и буквенным письмом. Древнее царство существовало приблизительно до 500 года до н. э., затем религиозное учение Будды коренным образом изменило мировоззрение индусов. От этой эпохи не сохранилось никаких памятников искусства. Мы знаем, что в Индии с древности было развито строительство из дерева и плотницкое ремесло. Даже более поздние каменные постройки дают четкое представление о первоначальном способе строительства из дерева.
Представление о том, как выглядел индийский городской жилой дом, дают нам изображения на рельефах. Чаще всего это были многоэтажные дома с балконами, боковыми флигелями и открытыми галереями. О внутреннем членении дома, которое определялось кастовой системой, мы почти ничего не знаем. Монументальность архитектурных сооружений дает нам право считать, что они отличались богатством орнаментики. Неукротимая фантазия создавала орнаменты из архитектурных элементов; наряду с этим существовал орнамент из сочетания изображений богов, людей, зверей и растений. Разумеется, этим духом была проникнута и работа индийских мебельщиков.
Присущее индусам чувство уважения к традициям заставляло их строго придерживаться форм, доставшихся в наследство от предков. При строгой кастовой системе ремесло переходило от отца к сыну, право заниматься тем или иным искусством или ремеслом было привилегией нескольких семей. Так как нам почти ничего не известно о том, как изготовлялась мебель и какие инструменты для этого использовались, некоторое представление об этом мы можем получить по мебельным формам, изображенным в каменной скульптуре.
Для мебели древнего периода характерны выраженные восточные формы, которые свидетельствуют о том, что жители Ближнего и Среднего Востока отказывались от привычки сидеть на земле лишь в редких случаях и что они, даже сидя на стуле, чаще всего скрещивали под собой ноги, как будто по-прежнему сидели на полу.
В эту эпоху для сидения часто применяли круглый стул без спинки или табурет с ажурным каркасом и подушкой, его покрывали часто красивым покрывалом. Индийская мебель из массива для сидения отличаются тем, что сидящие на них люди представлены обычно в одной и той же позе: наполовину на корточках, чаще всего их поджатая левая нога располагалась на подушке. Встречаются в это время и типы удобной мебели для сидения в виде лавок, которые напоминают нашу современную мягкую софу.
Письменные документы свидетельствуют и о том, что ремесленники-индусы научились гнуть древесину, этот способ был вновь открыт в Европе только в начале XIX века.
Приблизительно в IV веке до н. э. язык художественных форм подвергся глубоким изменениям. Греческие элементы смешались с индийскими формообразующими элементами, в результате чего возник своеобразный новый мир форм. В этот период претерпели изменения и формы мебели. Широко распространена низкая примитивная кровать-каркас на четырех ножках с пропущенными через них опорами. Плоскость для лежания была плетеной. Такие кровати изготавливали из дорогого материала и пышно украшали. Характерно индийское изделие — табурет с выточенными и покрытыми лаком ножками и плетеным сиденьем.
В Индии, богатой различными смолами, была высоко развита техника лакирования и применение ее для декоративных целей. Одним из методов было лакирование цветными быстро сохнущими лаками, в основном выточенных элементов мебели. Другой метод — это многослойное нанесение лака с процарапыванием рисунка на его поверхности наподобие сграффито. Малогабаритные изделия мебели и ящики изготавливались из папье-маше и лакировались довольно сложным способом. Для украшения мебели применялась интарсия из черного дерева, перламутра, слоновой кости (бомбейская мозаика), а также резьба по слоновой кости. Пышная ажурная резьба в более позднем индийском мебельном искусстве — свидетельство особой страсти индусов к декору, украшениям, они использовали для орнаментики любую возможность.
Позднее, когда в Индии сказалось влияние Европы, появились новые запросы, которые оживили тысячелетнее мастерство индусов. Появился новый, смешанный стиль. В XIX веке в Европе нашлось много любителей индийской мебели, которая приобреталась чаще всего из6за ее пышного экзотического декора. Прежде всего искали мебель, украшенную т. н. бомбейской мозаикой. Все это привело к оживлению индийского мебельного искусства. Новая индийская мебель хотя и стала приобретать европейские формы, но благодаря обильной индийско-арабской орнаментике сохранила характерный индийский характер.
По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»