Китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы. Японские же изделия появились в Европе только в конце XIX века, неожиданно, и привлекли всеобщее внимание. В 1861 году изолированная до тех пор Япония вступила в торговые отношения с европейскими странами и наводнила их своими замечательными товарами. Европейское искусство в последний период историзма испытывало настолько сильное влияние японских форм, особенно орнаментики, что на всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение, навеянное японским прикладным искусством. Японское влияние отразилось на новых произведениях таких художников, как Уильям Моррис, великий преобразователь прикладного искусства XIX века. В стиле модерн конца столетия тоже чувствуется японское влияние. Нас же здесь интересуют прежде всего произведения древней японской культуры.
В качестве строительного материала японцы применяли почти исключительно только древесину. Как в Китае, так и в Японии, особенно в провинции, основную роль играл бамбук. Древних памятников интересной и богатой деревянной архитектуры почти не сохранилось. Национальный архитектурный стиль характернее всего выражен в храмах двух религий (синтоизма и буддизма), в то время как жилые дома дают представление о практических методах строительства и обстановке, обусловленных потребностями повседневной жизни.
Японский жилой дом предстает перед нами как весьма своеобразная постройка, детище внутренней свободы и дисциплины. Отдельные помещения были изолированы друг от друга циновками строго определенных размеров, при надобности циновки можно было убрать. Убранство помещений было единым, однако отражало и индивидуальный вкус хозяев. Покой и отречение от всего мирского как нельзя лучше осуществлялись в стенах этих построек, которые восхищали западного человека, считавшего их идеалом. Метод строительства японских домов с их ясной логикой, функциональностью, ясным оформлением пространства и аристократическим пуританством стал образцом современного строительства жилых домов.
Японцы почти не пользуются мебелью в европейском понимании. Например, в японских квартирах нет шкафов. Мебель заменяли две или три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом (токо-нома) — играла важную роль в полной условностей жизни японского дома. В торжественных случаях это пространство украшалось свитками (каке-моно), вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Ниши на одной или обеих сторонах (шигай-дана) выполняли функцию встроенных шкафов. По своему оформлению ниши эти были весьма разнообразны: с раздвижными дверками и открытыми живописно располагавшимися полками.
Характерным для японской культуры быта является отсутствие декоративных и художественных изделий, которые были типичны для европейского интерьера. Поэтому небольшие жилые комнаты казались пустыми и строгими; помещения украшали только обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка раздвижных перегородок и деталей стен. Гармония внутренних помещений достигалась благодаря применению толстых циновок для пола и всего нескольким, но изысканным изделиям мебели.
Формы мебели обусловливались особыми обстоятельствами. Толстые циновки, использующиеся в японских квартирах для покрытия полов, были настолько мягкими, что даже каблуки оставляли отпечатки (японцы, заходя в дом, всегда снимают обувь), поэтому необходимо было создавать легкие изделия мебели, ножки которых не вдавливались бы в покрытие пола. В японском жилище мало мебели, но зато она была прекрасно оформлена и радовала глаз прекрасной металлической фурнитурой, красочностью и изящной лаковой отделкой. Характер японской мебели определялся издавна укоренившейся техникой лакирования. Историю развития этой техники можно отчетливо проследить начиная с VIII—X века, однако работы этого раннего периода можно встретить только в храмах или императорских дворцах. Большая часть лаковой мебели и других лакированных предметов относится к XVII —XVIII векам.
Японские мебельные формы довольно простые, почти без профилей и пластичных поверхностей. Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на циновке с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац.
Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную подставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника. Около ложа стоял бумажный фонарь с реечным каркасом. Из всего этого можно заключить, что и столам не придавалось такого значения, как у нас. Для определенной работы, например для письма, японцы использовали удлиненный, высотой 20—40 см лаковый столик с выдвижными ящиками; другой формой стола был лаковый сервирочный столик, оба очень тонкой работы.
Японские шкафы больших размеров, а также сундуки, которые выставлены в некоторых европейских музеях, изготавливались только для экспорта на Запад, в Японии они не были распространены. Там можно было встретить лишь маленькие комоды с беспорядочно расположенными выдвижными ящичками, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой.
Некоторые лаковые шкафчики имеют своеобразную декоративную конструкцию. Именно эта мебель оказала такое сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, возникшего в конце прошлого века, а также на стилевые эксперименты двадцатых годов (формализм). Особенно большое влияние на развитие современных мебельных форм, в основном — легкой динамичной мебели, оказала японская мебель XVIII—XIX веков.
Неправильные, асимметричные комбинации отдельных элементов и ритмичное их повторение — характерные свойства японской мебели. Характерна и изящная, основанная на естественных формах, иногда стилизованная, почти натуралистическая орнаментика. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на европейское искусство. Удивительный вкус, продуманность и завершенность даже мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличали японскую мебель, которая гармонично вписывалась в рамки легких архитектурных форм.
По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»
Китайское искусство столетиями оказывало сильное влияние на прикладное искусство Европы. Японские же изделия появились в Европе только в конце XIX века, неожиданно, и привлекли всеобщее внимание. В 1861 году изолированная до тех пор Япония вступила в торговые отношения с европейскими странами и наводнила их своими замечательными товарами. Европейское искусство в последний период историзма испытывало настолько сильное влияние японских форм, особенно орнаментики, что на всемирной выставке в Париже в 1878 году развернулось целое движение, навеянное японским прикладным искусством. Японское влияние отразилось на новых произведениях таких художников, как Уильям Моррис, великий преобразователь прикладного искусства XIX века. В стиле модерн конца столетия тоже чувствуется японское влияние. Нас же здесь интересуют прежде всего произведения древней японской культуры.
В качестве строительного материала японцы применяли почти исключительно только древесину. Как в Китае, так и в Японии, особенно в провинции, основную роль играл бамбук. Древних памятников интересной и богатой деревянной архитектуры почти не сохранилось. Национальный архитектурный стиль характернее всего выражен в храмах двух религий (синтоизма и буддизма), в то время как жилые дома дают представление о практических методах строительства и обстановке, обусловленных потребностями повседневной жизни.
Японский жилой дом предстает перед нами как весьма своеобразная постройка, детище внутренней свободы и дисциплины. Отдельные помещения были изолированы друг от друга циновками строго определенных размеров, при надобности циновки можно было убрать. Убранство помещений было единым, однако отражало и индивидуальный вкус хозяев. Покой и отречение от всего мирского как нельзя лучше осуществлялись в стенах этих построек, которые восхищали западного человека, считавшего их идеалом. Метод строительства японских домов с их ясной логикой, функциональностью, ясным оформлением пространства и аристократическим пуританством стал образцом современного строительства жилых домов.
Японцы почти не пользуются мебелью в европейском понимании. Например, в японских квартирах нет шкафов. Мебель заменяли две или три ниши в стене, одна из них — пустая, с приподнятым полом (токо-нома) — играла важную роль в полной условностей жизни японского дома. В торжественных случаях это пространство украшалось свитками (каке-моно), вазами для цветов и бронзовыми статуэтками святых. Ниши на одной или обеих сторонах (шигай-дана) выполняли функцию встроенных шкафов. По своему оформлению ниши эти были весьма разнообразны: с раздвижными дверками и открытыми живописно располагавшимися полками.
Характерным для японской культуры быта является отсутствие декоративных и художественных изделий, которые были типичны для европейского интерьера. Поэтому небольшие жилые комнаты казались пустыми и строгими; помещения украшали только обшивка стен и потолка светлыми породами древесины и нежная расцветка раздвижных перегородок и деталей стен. Гармония внутренних помещений достигалась благодаря применению толстых циновок для пола и всего нескольким, но изысканным изделиям мебели.
Формы мебели обусловливались особыми обстоятельствами. Толстые циновки, использующиеся в японских квартирах для покрытия полов, были настолько мягкими, что даже каблуки оставляли отпечатки (японцы, заходя в дом, всегда снимают обувь), поэтому необходимо было создавать легкие изделия мебели, ножки которых не вдавливались бы в покрытие пола. В японском жилище мало мебели, но зато она была прекрасно оформлена и радовала глаз прекрасной металлической фурнитурой, красочностью и изящной лаковой отделкой. Характер японской мебели определялся издавна укоренившейся техникой лакирования. Историю развития этой техники можно отчетливо проследить начиная с VIII—X века, однако работы этого раннего периода можно встретить только в храмах или императорских дворцах. Большая часть лаковой мебели и других лакированных предметов относится к XVII —XVIII векам.
Японские мебельные формы довольно простые, почти без профилей и пластичных поверхностей. Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на циновке с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац.
Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную подставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника. Около ложа стоял бумажный фонарь с реечным каркасом. Из всего этого можно заключить, что и столам не придавалось такого значения, как у нас. Для определенной работы, например для письма, японцы использовали удлиненный, высотой 20—40 см лаковый столик с выдвижными ящиками; другой формой стола был лаковый сервирочный столик, оба очень тонкой работы.
Японские шкафы больших размеров, а также сундуки, которые выставлены в некоторых европейских музеях, изготавливались только для экспорта на Запад, в Японии они не были распространены. Там можно было встретить лишь маленькие комоды с беспорядочно расположенными выдвижными ящичками, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой.
Некоторые лаковые шкафчики имеют своеобразную декоративную конструкцию. Именно эта мебель оказала такое сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, возникшего в конце прошлого века, а также на стилевые эксперименты двадцатых годов (формализм). Особенно большое влияние на развитие современных мебельных форм, в основном — легкой динамичной мебели, оказала японская мебель XVIII—XIX веков.
Неправильные, асимметричные комбинации отдельных элементов и ритмичное их повторение — характерные свойства японской мебели. Характерна и изящная, основанная на естественных формах, иногда стилизованная, почти натуралистическая орнаментика. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на европейское искусство. Удивительный вкус, продуманность и завершенность даже мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличали японскую мебель, которая гармонично вписывалась в рамки легких архитектурных форм.