В Голландии и Фландрии барочная мебель первой трети XVII века заметно отличается от итальянской и французской. Здесь впервые складываются типично бюргерские формы внутреннего убранства жилищ. Таким, выдержанным в духе бюргерского барокко, был, в частности, и дом Рубенса, выстроенный им в 1613 году, вскоре после возвращения из Италии. Интерьер занимает видное место в творчестве многих крупных голландских и фламандских художников XVII века. Их произведения позволяют в тонкостях реконструировать обстановку буржуазного дома и своеобразный уклад жизни голландцев и фламандцев.
Нидерландская барочная мебель строго следует принципам позднеренессансного искусства. На переходном этапе фламандские и голландские мастера проявляют большую последовательность в применении развившихся из столярной техники рам, профильных членений, флемованных дорожников, точеных балясин для ножек стульев и столов. В употребление входит орех в виде гладких, не тронутых резьбой листов фанеры, которыми обшивается дубовая основа предметов. На севере Европы в развитии нового стиля решающую роль сыграла фламандская, затем голландская мебель.
Переломный момент во Фландрии приходится примерно на 1620-е, в Голландии — на 1630—1640-е годы. Фламандская барочная мебель первой чет- верти XVII века все еще обнаруживает тесную связь с позднеренессансными формами.
Позднеренессансные формы служили основой нового стиля и в Голландии. Растущий с повышением интереса горожанина к благоустроенному жилищу спрос на красивую и удобную мебель приводит к расцвету культуры жилого интерьера (1640—1670-е годы). На этот же период приходится пышный расцвет голландской интерьерной живописи. Достоинства голландской раннебарочной мебели составляют конструктивная ясность построения и энергичные формы рубленых и точеных деталей. Из заморских владений в Голландию поступают не только экзотические породы дерева (палисандр, черное дерево), но и различные художественные влияния. Приблизительно в 1680 — 1690-х годах появляются импортированные кабинеты китайской лаковой работы. Голландских мастеров, в совершенстве владеющих тонкостями ремесла, никогда не покидает здоровое чувство реальности; мебель, создаваемая ими, целесообразна, энергична по формам, нарядна, но никогда не перегружена элементами декора. Они стремятся оттенить естественную теплоту цвета и красоту текстуры древесины.
Поверхность предметов обрабатывается, как правило, очень рельефно и, за исключением отдельных деталей, фанеруется. Массивные шкафы и столы прочно стоят на точеных в форме балясин или шаров ножках. Появляется крупный двухстворчатый шкаф, обработанный сильно выступающим карнизом, изогнутым дугой завершением, колонками или пилястрами и ленточным орнаментом. Точеные и витые прямые ножки начинают вытесняться гнутыми.
В резном декоре часто встречается мотив ормушля — разработанная фламандским скульптором и архитектором К. Флорисом (1514—1571) орнаментальная форма, представляющая собой замысловатое сочетание мотивов гротеска, картуша и ленточного переплетения (Knorpelwerk, стиль Флориса). Для придания изделиям более интересного силуэта и усиления светотеневых эффектов карнизы энергично профилируются и получают волнистые очертания. В моде был и прием членения поверхностей предметов корпусной мебели на небольшие, окруженные глубокими рамками участки, которые украшались интарсиями с цветочным орнаментом.
Мебель для сидения подчас сплошь, включая и ножки, обтягивается шерстяными тканями, бархатом (например, голландский по происхождению т. н. «стул Рубенса»). Спинки стульев начинают обиваться, но продолжает существовать и плетеная форма. Линии ножек и спинок становятся все более плавными.
Кровати получают шатровое решение; пышно оформленные дорогими тканями — бархатом, шелком, штофом, они подлежат рассмотрению скорее в плане искусства обивки и драпировки, но не мебели.
Характерная форма корпусной мебели — красивая горка, состоящая из двух частей: комода с волнистыми формами и стоящей на нем застекленной витрины для хранения редких изделий из фарфора. Горка является наиболее зрелым творением голландского мебельного искусства.
Комоды изготавливаются с выпуклыми, изгибающимися в горизонтальном либо в вертикальном направлении стенками. Прямая, токарной работы ножка постепенно эволюционирует к характерно барочной гнутой форме.
Английская мебель начиная с эпохи Возрождения составляет отдельную, интересную и весьма поучительную главу в истории развития мебельных форм. Здесь, как и в Германии, барочный стиль складывается около 1660-х годов. Тяжеловатая, солидная дубовая мебель периода правления короля Якова 1 (oak period) позднее под влиянием голландских образцов сменяется более легкой ореховой мебелью. Поэтому эпоху барокко в английском мебель- ном искусстве принято именовать и «ореховым периодом» (the age of wolnut).
Переходный от позднего Возрождения к барокко стиль именуется стилем Уильяма II и Марии (1689—1702). В Англии его обычно рассматривают как самостоятельный стиль, однако это скорее один из коротких этапов раннего барокко.
Среди особенностей решения форм мебели этой поры можно отметить все еще прямые, точеные ножки, соединенные внизу плавно изогнутыми проножками. С появлением изящной гнутой ножки, вносящей в композицию предмета легкость и непринужденность, мебель — особенно мебель для сидения — приобретает барочно-динамичные формы и элементы декора. Предметы фанеруются резными филенками с энергичным, беспокойным по ритму орнаментом. Но уже на следующем стилевом этапе в формах снова воцаряется покой, композиционная ясность, а выразительность достигается простыми, экономными средствами. Спинки стульев, кресел и диванов часто оплетаются камышом, что придает им еще большую легкость. Появляющаяся в это время форма глубокого кресла с мягкими спинкой, сиденьем и локотниками (grandfather chair) почти без изменения сохранилась в быту вплоть до наших дней.
Высший расцвет английского барокко приходится на годы правления королевы Анны (1702—1714), поэтому стиль начала XVIII века обычно именуется «стилем королевы Анны» (queen Anne). Мебели этого периода присущи простота, мягкость линий, чистота форм, конструктивная ясность построения.
К наиболее своеобразным средствам оформления относятся орнаментальная инкрустация, черная и красная лаковая техника по китайскому образцу, а также появляющаяся около 1700 года, тоже восходящая и китайским образцам, форма ножки с плавным изгибом. В оформлении спинок стульев и кресел применяется широко варьируемый мотив щита. Очень распространены орнаменты в виде S и С-образных завитков и раковин.
Все эти произведения принадлежат к числу наиболее зрелых творений английского мебельного искусства. От мебели, выдержанной в «архитектурных формах», делается решительный шаг к решениям чисто столярного характера. Происходящий из Франции комод в начале XVIII века вытеснил из городских жилищ сундуки. Последние еще надолго останутся принадлежностью обстановки крестьянских домов.
В начале XVIII века в Англии осваивается своеобразная форма кабинета (high boy, tall boy), родственная французским двухкорпусным кабинетам. Правда, нижняя часть английского кабинета решается в виде стола, а французского — в виде комода с выдвижными ящиками.
Комоды и шкафы с ящиками (chest of drawers, double chest of drawers) входят в число важнейших мебельных форм эпохи. Появляется еще один новый тип мебели: туалетный стол со стоящим на нем зеркалом. Очищенные формы кресел и диванов служат свидетельством торжества принципа удобства и целесообразности над чрезмерным декоративизмом. Результатом интенсивного влияния китайской мебели на английскую были кабинеты лаковой работы.
Чертами своеобразия отличается и мебель периода правления короля Георга I (1714—1727). С одной стороны, продолжают развиваться формы предыдущего периода, с другой — уже дают себя знать французские влияния и мотивы китайской мебели из бамбука (стиль Чембер). По целесообразности, практичности, удобству мебельные формы, выработанные английскими мастерами, превзошли даже голландскую мебель.
В конце пятидесятых годов XVII века, спустя десятилетие после окончания Тридцатилетней войны, барочные формы из Италии и Голландии проникают в мебельное искусство Германии. Хотя в стиле мебели различных частей Германии нет принципиальных отклонений, все же мебельные формы, например, городов Средней Германии (Аугсбург, Франкфурт) отличаются от мебельных форм ганзейских городов (Данциг, Любек, Гамбург). Для немецкой барочной мебели конца XVII — начала XVIII века характерно использование ореха, обилие резного орнамента, энергичное профилирование деталей, применение мотивов колонок и пилястров, вносящих некоторую организованность в измельченные формы.
На юге Германии ведущим центром барочной мебели был Нюрнберг. Около 1700 года большим спросом пользуются т. н. франкфуртские шкафы. Мебель северонемецких городов, входивших в Ганзейский союз, в 1660—1680 годах тесно связана с голландской мебелью. В Гамбурге и Данциге производятся монументальные шкафы с сильно выступающими карнизами, колонками, богато обработанными филенками, шарообразными ножками. В Данциге производятся еще и кабинеты, сундуки, столы с ножками в виде балясин. Витая ножка в мебели для сидения удерживается до самого конца XVII века.
Распространению стиля барокко в значительной мере способствовали многочисленные альбомы с рисунками образцовых предметов мебели. Проекты мебели создавались талантливыми архитекторами и мастерами-мебельщиками (Деккер, Габерманн, Гоппенхаупт).
Среди предметов мебели для сидения встречаем целый ряд разнообразных решений: дощатый стул с резной спинкой и точеными ножками, кресло с витыми ножками и гладкими поверхностями обитых тканью спинок и сидений, стул с гнутыми ножками, высокой плетеной спинкой и плетеным сиденьем, кресло во французском духе, обитое бархатом и отделанное бахромой. Интересной формой является и стол, в котором прямые линии и гладкие поверхности столешницы и царги сочетаются с динамичными линиями ножек и проножек.
В Германии барочное искусство, поставленное на службу феодальной знати, в полной мере расцветает лишь в XVIII веке. Правящие дворы, аристократы состязаются в возведении роскошных, богато убранных дворцов. В этом особенно преуспевают венский, затем баварский, саксонский и прусский дворы, ориентирующиеся на пышные, парадные формы французского официального искусства. Андреас Шлютер, один из виднейших мастеров этого времени, на рубеже XVII—XVIII веков работал в Берлине при дворе курфюрста Фридриха III.
В убранстве мебели важное место отводится инкрустациям костью и металлами, но не выходит из употребления и резьба по дереву. Можно упомянуть еще технику рельефной интарсии из цветного дерева, первооткрывателем которой считается мастер А. Эк. В развитии мебельных форм юг Германии опережал северные области, так как сюда быстрее проникало итальянское влияние. Значительные центры мебельного производства cложились в прирейнских областях, в городах Майнц, Вюрцбюрг, и особенно в Нейвиде, где работали знаменитые мебельные мастера Абрахам и Давид Рентгены.
В Испании сложившиеся в эпоху позднего Возрождения формы мебели украшаются — иногда до перенасыщения — элементами барочного декора. Наряду с прежними мебельными формами появляется несколько новых типов мебели для сидения.
Вершиной испанского барокко являются исключительно богатые по формам творения архитектора Чурригеры (1650-1723). Не случайно испанский барочный стиль иногда обозначают термином «чурригеризм». К известным работам этого мастера относятся резные деревянные алтари, покрытые позолотой.
По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»