Ренессанс

Ренессанс зарождается в Италии XIV века. Период зрелого итальянского ренессансного стиля падает на вторую половину XV и XVI столетия. Начало этой эпохи принято рассматривать как закат средневековья, начало нового времени. В эту эпоху под натиском острых внутренних противоречий устои феодального строя начинают расшатываться. Быстро развивающиеся, экономически крепнущие города ведут борьбу за независимость, за право на самоуправление. Особенно преуспевают на этом пути итальянские торговые города.

Формируются зачатки капиталистических отношений. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Многие городские ремесленники, распознав выгоды, таящиеся в производстве и сбыте товаров крупными партиями, содержат мастерские с большим числом подмастерьев и учеников. Однако производство все еще базируется не на машинном, а на ручном труде. Ранней формой капиталистического производства были мануфактуры, предшествовавшие крупной машинной индустрии. Распространение мануфактур характеризует эпоху упадка феодализма и подъема нового класса — буржуазии.

На этом важном этапе развития человечества в различных областях общественной жизни почти одновременно складываются благоприятные условия для прогресса. Успехи науки и техники, великие географические открытия (Америка!) революционизируют представления человека о мире. В сферу мирового производства включаются новые источники сырья и новые рынки. Эта эпоха дала целый ряд выдающихся ученых, изобретателей, путешественников, мыслителей, художников, деятельность которых способствовала развертыванию колоссальной по масштабам духовной революции.

Закономерно, что Ренессанс зарождается в экономически наиболее развитых небольших итальянских городах-республиках, в которых, как некогда в городах Древней Греции, складываются благоприятные условия для становления нового миропонимания, новой, независимой и энергичной личности. В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. В то время как на Севере продолжает торжествовать готика, вступившая в свой завершающий период со всеми его излишествами, в Италии древнеримские памятники, спустя более чем тысячелетие вновь увидевшие свет, порождают глубокий интерес к классической литературе и искусству. Творчество художников становится все более многогранным; они уже подписывают свои произведения и пользуются плодами известности и славы. Одной из выдающихся личностей этой эпохи был Леонардо да Винчи — великий художник, скульптор, архитектор, инженер, физик. В творениях ренессансной культуры аскетизм и мистика средневековья вытесняются ощущением радости жизни, удовлетворенностью земным бытием. Формы античного греко-римского мира сначала появляются в оформлении жилищ и архитектуре итальянских городов. Крупные архитекторы и безвестные мастера создают богатые, блещущие великолепием интерьеры во дворцах Флоренции, Венеции и других итальянских городов.

Искусство Возрождения, распространяясь из Италии в другие страны Европы, под влиянием местных факторов повсюду приобретает своеобразные формы. Складываются ясно различимые итальянская, французская, нидерландская, немецкая, английская и испанская разновидности ренессансного стиля. Главные заказчики этого времени — правители итальянских городов-республик и богатые горожане — поручают архитекторам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Ренессансный архитектурный стиль — подобно древнеримскому — эклектичен, и по характеру скорее декоративный, нежели конструктивный. Формальные элементы этого стиля почерпнуты из арсенала форм греко-римских ордеров. Возвращенные архитектуре спокойные горизонтальные членения противопоставляются устремленным ввысь линиям готики. Кровли становятся плоскими; вместо башен и шпилей появляется купол — импозантный, красивый, хотя и не новый архитектурный мотив. Наряду со столь характерными для данного времени центрально-купольными зданиями культового назначения очень типичными постройками являются дворцы (палаццо). Строились они для разбогатевших представителей торгово-финансового сословия (например, палаццо Строцци, Питти). Эти монументальные постройки замкового типа возводились на больших земельных участках вне стен средневекового города. За монументальным, выложенным бутовыми квадрами фасадом такого сооружения находился обычно закрытый, окруженный аркадами двор, минуя который посетитель оказывается в богато убранных парадных залах и покоях дворца. Оформление фасадов выполнялось мраморными плитами, стукко или техникой цветного сграффито. Окна решались с полукруглым, позднее с прямым завершением. Интерьеры дворцов поражали монументальностью пространственных эффектов, великолепием мраморных лестниц, богатством декоративного убранства. Гостиные и спальни флорентийской и венецианской знати обставлялись дорогой мебелью, исполненной в духе античности. На юге жилые помещения обычно очень просторные и очень «каменные»: пол, стены и даже дверные рамы облицованы мрамором, деревом обшивался лишь потолок (бревенчатый или кессонный).

Перемены в жизни повлекли за собой появление новых типов общественных построек: ратуш, складов, больниц, театров. Снова начинают возводиться загородные дома, прототипом для которых послужили римские виллы. В основе художественного метода лежит стремление к спокойным, уравновешенным пропорциям в рамках строго линейных композиций. Мерой гармоничности форм служит правило золотого сечения. Характерно ренессансным элементом архитектурно6декоративного оформления был кессон (восходит к столярным конструкциям рамочно6филеночной вязки). Простое дощатое покрытие стен сменяется сложно решенными деревянными покрытиями с профилированными деталями, колоннами, пилястрами и резными филенками.

В эпоху Ренессанса формообразование носит уже рациональный, планомерный характер: предметы зарождаются сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполняются в материале. Если предыдущие стили органически развивались друг из друга, то ренессанс, перешагнув через тысячелетие, произвольно избрал отправной точкой художественно-культурное наследие античности.

Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов. Корпусная мебель решается как архитектурное сооружение, как миниатюрное палаццо, с колонками, пилястрами, карнизами, фронтонами. Такую составленную из архитектурных элементов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной, независимой формой, называют архитектонической. Композиции строятся на красоте пропорций, чистоте контуров, ясности силуэтов изделий.Итальянский ренессанс Ренессансная орнаментика отталкивается от античных образцов, которые она развивает в сторону большей утонченности. Декорируется, как правило, почти все, но в большинстве случаев с соблюдением меры и сохранением подчиненности главной форме. Количество употребляемых декоративных мотивов велико; широко используются, в частности, различной формы колонны, пилястры, лист аканта, мотив канделябра, гермы, купидоны. Колонны и пилястры, в свою очередь, нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в частности — гротески, развитые на основе орнаментов, обнаруженных на древнеримских стенных росписях. Гротески — это очень причудливые, фантастические орнаментальные композиции: вплетенные в прихотливо вьющиеся растительные ветви фигуры животных, фантастические существа, птицы, человеческие головы, цветы. Поля, образованные правильным геометрическим членением поверхностей стен или мебели, были благодатным объектом для декорирования. Помимо вышеупомянутых, широко употреблялись такие орнаментальные формы, как арабески, плетенки, картуши, фестоны, гирлянды, львиные головы, грифоны, фигуры полулюдей-полуживотных и т. д. Столярное дело в этот период достигает высокого художественного уровня. Мастер-столяр должен был отлично чувствовать форму, конструкцию, хорошо рисовать и быть подготовлен технически. С освоением способа получения пиленых досок появилась возможность для изготовления более легкой мебели из дерева. Выработанные в этот период новые приемы рамочно-филеночной вязки в дальнейшем легли в основу многочисленных мебельных форм. Цветовой строй ренессансной мебели отличается сдержанностью; мастера-мебельщики, как правило, стремятся обыграть естественный цвет и текстуру слегка вощеной древесины. Изобретение станка для выработки тонких листов древесины (фанеры) — для развития мебельного производства событие столь же эпохальное по своей значимости, сколь эпохальным было двумя столетиями ранее изобретение механической пилы, приводимой в действие водой: оно открыло путь для широкого распространения техники фанерования, а вместе с ней приема украшения изделий мебели интарсией.

На раннем этапе техника инкрустации была сравнительно простой и применялась главным образом для украшения церковной мебели. До конца XIV века в наборе употреблялись преимущественно черное и белое дерево, позднее — слоновая кость. Изображения были почти монохромными, без оттенков. Наиболее распространенные декоративные мотивы — вьющийся стебель, акантовый лист, музыкальный инструмент, городской вид, натюрморт. Нередко элементы набора левой и правой стороны того или иного предмета мебели находились в позитивно6негативном отношении друг к другу. Сущность этого приема декорирования состоит в следующем: из двух наложенных друг на друга листов фанеры выпиливался узор; в последующем, при наклеивании на основу, фрагменты, отпиленные от различных по цвету фанер, менялись местами. Круг приемов и мотивов украшения постепенно ширится; появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается прием тонирования с помощью раскаленного песка. Замечательными мастерами интарсии в Италии были Баччо д’Аньоло, Джованни да Верона, Бенедетто да Майано. Предметы обстановки, все еще немногочисленные, большей частью размещаются вдоль стен просторных помещений. В итальянском ренессансном жилище по-прежнему значительную роль играет сундук-кассоне (cassone), по важности второй после кровати предмет обстановки. Кассоне — это и сундук для хранения или перевозки вещей, и скамья, и традиционная принадлежность свадебного приданого невесты.

Из сундука-кассоне развивается предок дивана — касса-панка (cassapanka), ларь-скамья со спинкой и локотниками. Касса-панка предназначалась для почетных гостей. Спинка ее часто делалась высокой, в отдельных случаях даже с навесом. Новыми типами мебели были также посудный шкаф (credenzone) и секретер. Приземистый, снабженный, как правило, двумя-четырьмя дверцами, посудный шкаф представлял собой нечто среднее между сундуком и развитой формой шкафа. О форме итальянской ренессансной кровати мы можем в какой-то мере судить по изображениям на картинах и гравюрах. Кровати были высокими, с приступкой и балдахином или задергивающимися занавесками, с высоко приподнятым изголовьем.

Наиболее часто встречаются два типа столов: один — прямоугольной формы с толстой столешницей, покоящейся на двух массивных устоях, в пластике которых чувствуется влияние древнеримских мраморных столов (флорентийский тип); сюда же относятся и четырехопорные болонские столы. Другой тип — центральный, или одноопорный, со столешницами круглой, шести6 или восьмиугольной формы. Однако в повседневной жизни наиболее распространенной формой обеденного стола по6прежнему остаются козлы с покоящимся на них дощатым настилом. Характер оформления, декорирования итальянской мебели из столетия в столетие меняется. В XIV веке (треченто) предметы обстановки украшались яркой росписью и позолотой. В следующем столетии (кватроченто) широкое распространение получает орнаментально6архитектурное оформление изделий мебели, а среди техник инкрустации — очень эффектная чертозианская мозаика. В XVI веке (чинквеченто) господствует резьба по дереву. Обработанные сочной, рельефной резьбой роскошные изделия этой эпохи уже предвещают приближающийся век барокко. Формы итальянской ренессансной мебели в разных областях страны имеют ярко выраженные местные черты. В основном можно выделить четыре центра мебельного производства. На рубеже XV—XVI веков наиболее развитой была художественная мебель (Флоренция), оказавшая сильное влияние на мебельное искусство всей Италии. Здесь, в Тоскане, появляются первые признаки раннего Ренессанса. Вначале мебель украшалась росписью и позолотой. Позднее стала употребляться и каменная мозаика. Сохранилось довольно много изделий флорентийской ренессансной мебели, что облегчает задачу по исследованию развития отдельных мебельных форм. Обстановка флорентийского ренессансного жилища в основных чертах сформировалась во времена, когда городом правили представители дома Медичи.

В Венеции и прилегающих к ней североитальянских областях мебельные формы особенно оригинальны и разнообразны. Они складывались под воздействием своеобразного колорита жизни и архитектуры города на лагунах и тесных торговых связей с Востоком. Своей красотой венецианская мебель обязана подчеркнуто декоративному характеру; сундуки, шкафы украшаются росписью, стукко, позолотой.

Значительным центром мебельного производства была и Болонья. Энергичные, рациональные формы раннеренессансной болонской мебели позднее, в эпоху зрелого Ренессанса, сменяются более торжественными. Для мебели XVII века характерны выдержанные пропорции, по6барочному динамичные формы, эффектные профили. Наиболее прославленным мастером резьбы по дереву здесь был Формиджине. В мебельных мастерских Ломбардии производились инкрустированные костяными пластинками изделия, в которых чувствуется довольно сильное влияние венецианских образцов. В этой провинции ощутимы и франко-бургундские влияния. В Ломбардии вместо сундуков используются двухъярусные шкафы. Этот тип мебели в других областях Италии в это время пока еще не встречается.

Богатая, очень рельефная резьба и позолота характеризуют художественную мебель Рима и Неаполя, формирующуюся под влиянием флорентийских образцов. В создании роскошной мебели для пап и богатой аристократии принимают участие крупные живописцы и скульпторы. Сундуки-кассоне являются наиболее удобными объектами для исследования техники и приемов декорирования итальянской ренессансной мебели. Наиболее распространены резьба, мозаика, интарсия. На ранних этапах резьбой покрывались преимущественно рамки, поверхности же украшались росписью или позолоченными лепными узорами. Мотивами декоративной росписи служили фамильные гербы, фигуральные композиции, виды городов. Часто сундуки расписывались знаменитыми живописцами, не считавшими этот вид деятельности унизительным.

Влияние архитектурных форм сильнее всего сказалось на флорентийских кассоне, сохранивших, однако, благородную простоту и ясность композиции. Со временем, теряя свою прямолинейную форму и приобретая все более сложный силуэт, кассоне начинает походить на античный мраморный саркофаг.

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*