Ренессанс. Часть 2

РенессансВо Франции дух Возрождения начинает распространяться лишь в конце XV столетия. Придерживаясь принципа периодизации «по королям», французское Возрождение можно разделить на четыре этапа: переходный стиль (Людовик XII, 1498—1515); ранний Ренессанс (Франциск I, 1515—1547); зрелый Ренессанс (Генрих II, 1547—1559); поздний Ренессанс (Генрих IV, 1589—1610).

В переходном стиле тон продолжают задавать готические формы, влияние нового стиля затрагивает пока лишь орнаментальный строй. Элементы раннеренессансной художественной культуры проникают сначала в провинциальные замки, но и здесь они все еще сосуществуют с готическими формами, без всякой органической связи с последними (например, Блуа, Шамбор). Некоторое время на развитие французской мебели значительное влияние оказывали работавшие в стране итальянские художники. Однако позднее ведущая роль переходит к французским мастерам, прошедшим итальянскую выучку. Во Франции сложилось восемь мебельных школ, во главе которых стояли известные мастера.

Среди приемов декорирования преобладает богатая, сильно детализированная резьба. Другие техники появляются значительно позднее; так, интарсия осваивается лишь в последней трети XVI века.Ранний французский ренессансФранцузский ренессанс

Наряду с широко распространенными, разнообразными по решению, нарядными сундуками, появляются новые виды мебели: дрессуар (dressoir) (242, 251) — посудный шкаф (поставец), развившийся из сундука, поднятого на стойки; двухкорпусный шкаф (meuble a deux corps) и первые варианты кабинета.

Наиболее распространенными формами мебели для сидения были дощатое кресло, аналогичное по конструкции итальянской касса-панке, кресло с резной спинкой и легкое кресло с точеными ножками. Появляются обитые тканью или кожей, украшенные бахромой и тесьмой стулья и кресла, а также диваны. Плетеные сиденья и спинки встречаются у кресел с тяготеющими к барокко формами.

Важное место в жилом интерьере отводится кровати («lit de parade»); она решается как архитектурное сооружение, оформляется колоннами, балдахином, головным щитом красивой резной работы. (Уже в этот период в кругах аристократии был распространен обычай принимать гостей, лежа в кровати. Отсюда и требование к кровати быть парадной, представительной.)

Опорные части столов решались чаще всего в виде колонок, балясин и аркад. Во времена Генриха I бытовала интересная мебельная форма: небольшие столы простой плотницкой работы и стулья, сплошь обитые плюшем и отделанные бахромой.

Среди мастеров, по рисункам и гравюрам которых изготавливалась и украшалась мебель, были Дюсерсо и ученик Микеланджело Башелье. В мебели периода правления Людовика XIII (1610—1643) уже появляются — снова под влиянием итальянских образцов — первые признаки раннего барокко.Поздний французский ренессансНидерландское Возрождение

В Голландии и Фландрии ренессансная мебель второй половины XVI века развивается главным образом под влиянием рисунков образцовых предметов мебели архитектора Вредемана де Вриса. В своих умеренных по декору мебельных формах де Врис ориентируется на итальянскую школу. Фламандскую и голландскую мебель из массива отличают простота и удобство. Наиболее распространенные элементы ее оформления и убранства: профилированные карнизы, члененые филенки, мотивы арок, балясины, ажурная резьба, медальоны, каннелированные пилястры. Популярна и техника деревянной мозаики; композиции в виде шахматного и иных геометрических орнаментов набираются экзотическими породами дерева, привозимыми из дальних стран. Позднее появляется богатая по рисунку интарсия, а с ней и новые мотивы украшения: цветы в вазе, птицы, бабочки и т. д.

Важнейшие типы мебели: обитые кожей стулья с х-образными ножками; кровати с балдахинами; солидные столы с толстыми столешницами и массивными, точеными в форме балясины ножками, скрепленными внизу проножками; большие шкафы с несколькими дверцами, обрамленными рамками, пилястрами. Из других мебельных форм встречаются еще поставец, а также буфет или креденца, оформленная внизу двумя дверцами и ящиками, вверху — колонками, нишей, карнизом (прототип будущих английских буфетов). Стулья и кресла нередко имеют точеные витые ножки. В целом формы мебели для сидения отличаются простотой; сиденья и спинки чаще всего обтянуты кожей, прибитой гвоздями с большими шляпками.

В Англии мебельное искусство длительное время развивается под влиянием европейских, главным образом голландских образцов. И здесь ренессансному стилю не скоро удалось вытеснить готические формы, но внедрившись, он сохранил свои позиции до конца XVII века.

Зрелый стиль Тюдоров приходится на время правления короля Генриха VIII (1520 —1550), но в этот же период формы обнаруживают растущее влияние французских, и особенно голландских образцов. Крупный вклад в развитие английского ренессансного прикладного искусства внесли итальянцы Приматиччо и Торриджани и немец Ганс Гольбейн Младший. Первая поездка Гольбейна в Англию состоялась в 1526 году.

Чисто ренессансный стиль в английской художественной культуре складывается в период правления королевы Елизаветы (1558 —1603); во Франции на этот период приходится правление королей Генриха II, Генриха III и Генриха IV. Однако наиболее совершенными творениями столярного искусства являются пока что не столько изделия мебели, сколько тонко сработанные деревянные панели, которыми обшивались стены покоев в замках английских феодалов. Мебель, исполненная в дубе, пока еще громоздкая; наиболее распространенные формы: столы с точеными ножками, массивные, с высокой спинкой кресла, сундуки с сильночлененными передними стенками и кабинеты.Английское ВозрождениеПозднее английское Возрождение

Следующий период английского Возрождения охватывает почти весь XVII век (1603—1688). В мебельных формах этого периода сначала чувствуется итальянское влияние, позднее при английском дворе работают мастера, приглашенные из Франции и Голландии. Столы, стулья и кресла почти во всех случаях имеют точеные ножки, но постепенно осваивается и занесенная из Франции форма гнутой ножки. В оформлении сундуков и шкафов архитектоническому принципу предпочитается обработка поверхностей большим количеством резных филенок с беспокойными по ритму орнаментальными композициями. Посудный шкаф существует в двух разновидностях: один — типа поставца, другой — высокий, состоящий из двух частей с выдвижными ящиками в нижней части и с открытыми полками наверху. Незаменимым предметом обстановки едва ли не каждого английского дома был стол с опускающимися полами и раздвижными ножками («butterfly table» или «gate leg table»). Мебель изготавливается уже не только из дуба, но и из ореха и различных экзотических пород дерева. Появляются легкие, изящные формы, восходящие к итальянским, главным образом — венецианским образцам.

В 1630-х годах пуритане-переселенцы завезли в Америку предметы обстановки, характерные для английских мебельных форм той поры. Эта мебель легла в основу т. н. англо-американского колониального стиля.

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*