РенессансВ художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрождению затянулся на многие десятилетия. В распространении ренессансных принципов в немецком искусстве выдающуюся роль сыграли Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Млайший.

Для немецкого Возрождения особенно характерны увенчанные острыми фронтонами жилые дома (Giebelhaus) и ратуши с башнями и аркадами. Здесь тоже вначале складывается переходный стиль. Новое дает себя знать сначала в декоре и лишь позднее в конструкции. Так, креденца (Stollenschrank) может служить примером своеобразного симбиоза готической формы и ренессансного орнамента.

Немецкое Возрождение делится на два этапа: раннее Возрождение (до середины XVI века) и позднее (до 706х годов XVII столетия).

Распространению нового стиля в Германии содействовали рисунки образцовых предметов мебели т. н. «малых мастеров». Наиболее известными среди них были Петер Флётнер, Иост Аман, ГансДиттерлейн. В мебельном искусстве Германии сложился целый ряд школ: рейнская, баварская, франкская и др., однако имея ввиду лишь наиболее существенные различия, можно ограничиться подразделением стиля на две разновидности: северонемецкую и южнонемецкую.

Немецкая ренессансная мебель из массива более живописна и не столь связана с античными образцами, как итальянская. В декорирование шкафов, сундуков, столешниц широко применяется техника деревянного набора. Наиболее популярные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, дельфины, волюты, картуш, герб.Северогерманское Возрождение

Южногерманское ВозрождениеВ мебельном искусстве Германии процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, мы уже наблюдали на примере поставца. Подобную же эволюцию прошли и другие виды мебели. Массивные, слегка неуклюжие формы средневековья проявляли большую живучесть. Предметы обстановки, в которых восторжествовали ренессансные формы.

Среди своеобразных мебельных форм, сложившихся в Северной Германии, столы двух типов: один — с массивными, точеными в форме балясин ножками; другой — развившийся из средневекового, тирольского типа, с наклонными ножками и подстольем с ящиками. Мебель для сидения отличалась разнообразием форм и решений.

На юге Германии итальянское влияние более ощутимо. Оно дает себя знать в первую очередь в подчеркнуто архитектурном характере оформления корпусной мебели. Среди столов встречаются как с наклонными ножками, так и интересные по решению центральные, одноопорные формы. Здесь, как и повсюду в Европе, продолжает существовать одна из древнейших мебельных форм — складной стул. Кресло и стул с резными дощатыми спинками — местные, упрощенные разновидности итальянских образцов.

В Испании в мебели по-прежнему сильны традиции высокоразвитого арабо-мавританского искусства. На поздних этапах Возрождения к ним присоединяются и влияния, идущие из Италии и Франции.Испанское Возрождение

Типично испанской мебельной формой можно считать кабинет, обработанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн, кабинет имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички. Испанское название кабинета — «varguenos» — связывают с местечком Варгас, где, очевидно, изготовлением кабинетов занимались многие мастера6мебельщики. В кроватях и других изделиях каркасной мебели широко использовались красивые по рисунку точеные детали. Популярна и техника инкрустации, причем наиболее излюбленным орнаментом является арабеска. Знамениты изящные, тончайшей работы инкрустации из Саламанки и Севильи. Спинки и сиденья предметов мебели для сидения обтягивались художественно отделанной кожей (тиснение, гравировка, золочение), прибивавшейся гвоздями с большими медными шляпками. В XVII столетии тисненая кожа из Кордовы использовалась и для обивки стен жилых помещений.

В мебельные формы Португалии, поддерживавшей оживленную торговлю с Востоком, проникли индийские влияния, распространившиеся отсюда на другие страны Европы. Во второй половине XVI века в восточноиндииских колониях Португалии производились кабинеты, инкрустированные эбеновым деревом и слоновой костью и обработанные ажурными накладками из позолоченных медных пластинок.

В этих индо-португальских по стилю кабинетах сошлись пути европейской и дальневосточной мебели. Индийским по происхождению был и прочно укоренившийся в испано-португальском прикладном искусстве мотив решетки из изящных, густо профилированных брусков, применявшийся в оформлении окон, дверей, различных предметов домашней обстановки.

Мебель испано-португальских колоний по ту сторону Атлантики (Мексика, Южная Америка) существенно не отличалась от изделий, производившихся в метрополии.

По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*