В художественной культуре Германии переход от средневековья к Возрождению затянулся на многие десятилетия. В распространении ренессансных принципов в немецком искусстве выдающуюся роль сыграли Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн Млайший.
Для немецкого Возрождения особенно характерны увенчанные острыми фронтонами жилые дома (Giebelhaus) и ратуши с башнями и аркадами. Здесь тоже вначале складывается переходный стиль. Новое дает себя знать сначала в декоре и лишь позднее в конструкции. Так, креденца (Stollenschrank) может служить примером своеобразного симбиоза готической формы и ренессансного орнамента.
Немецкое Возрождение делится на два этапа: раннее Возрождение (до середины XVI века) и позднее (до 706х годов XVII столетия).
Распространению нового стиля в Германии содействовали рисунки образцовых предметов мебели т. н. «малых мастеров». Наиболее известными среди них были Петер Флётнер, Иост Аман, ГансДиттерлейн. В мебельном искусстве Германии сложился целый ряд школ: рейнская, баварская, франкская и др., однако имея ввиду лишь наиболее существенные различия, можно ограничиться подразделением стиля на две разновидности: северонемецкую и южнонемецкую.
Немецкая ренессансная мебель из массива более живописна и не столь связана с античными образцами, как итальянская. В декорирование шкафов, сундуков, столешниц широко применяется техника деревянного набора. Наиболее популярные мотивы украшения: акантовый лист, венки, медальоны, рог изобилия, гротеск, дельфины, волюты, картуш, герб.
В мебельном искусстве Германии процесс вытеснения готических форм протекал медленно. Своеобразное сосуществование двух стилей, характерное для переходного этапа, мы уже наблюдали на примере поставца. Подобную же эволюцию прошли и другие виды мебели. Массивные, слегка неуклюжие формы средневековья проявляли большую живучесть. Предметы обстановки, в которых восторжествовали ренессансные формы.
Среди своеобразных мебельных форм, сложившихся в Северной Германии, столы двух типов: один — с массивными, точеными в форме балясин ножками; другой — развившийся из средневекового, тирольского типа, с наклонными ножками и подстольем с ящиками. Мебель для сидения отличалась разнообразием форм и решений.
На юге Германии итальянское влияние более ощутимо. Оно дает себя знать в первую очередь в подчеркнуто архитектурном характере оформления корпусной мебели. Среди столов встречаются как с наклонными ножками, так и интересные по решению центральные, одноопорные формы. Здесь, как и повсюду в Европе, продолжает существовать одна из древнейших мебельных форм — складной стул. Кресло и стул с резными дощатыми спинками — местные, упрощенные разновидности итальянских образцов.
В Испании в мебели по-прежнему сильны традиции высокоразвитого арабо-мавританского искусства. На поздних этапах Возрождения к ним присоединяются и влияния, идущие из Италии и Франции.
Типично испанской мебельной формой можно считать кабинет, обработанный лаком и ажурными накладками. Поднятый на ножки в виде колонн, кабинет имел либо дверцы, либо откидную доску, за которой скрывались маленькие выдвижные ящички. Испанское название кабинета — «varguenos» — связывают с местечком Варгас, где, очевидно, изготовлением кабинетов занимались многие мастера6мебельщики. В кроватях и других изделиях каркасной мебели широко использовались красивые по рисунку точеные детали. Популярна и техника инкрустации, причем наиболее излюбленным орнаментом является арабеска. Знамениты изящные, тончайшей работы инкрустации из Саламанки и Севильи. Спинки и сиденья предметов мебели для сидения обтягивались художественно отделанной кожей (тиснение, гравировка, золочение), прибивавшейся гвоздями с большими медными шляпками. В XVII столетии тисненая кожа из Кордовы использовалась и для обивки стен жилых помещений.
В мебельные формы Португалии, поддерживавшей оживленную торговлю с Востоком, проникли индийские влияния, распространившиеся отсюда на другие страны Европы. Во второй половине XVI века в восточноиндииских колониях Португалии производились кабинеты, инкрустированные эбеновым деревом и слоновой костью и обработанные ажурными накладками из позолоченных медных пластинок.
В этих индо-португальских по стилю кабинетах сошлись пути европейской и дальневосточной мебели. Индийским по происхождению был и прочно укоренившийся в испано-португальском прикладном искусстве мотив решетки из изящных, густо профилированных брусков, применявшийся в оформлении окон, дверей, различных предметов домашней обстановки.
Мебель испано-португальских колоний по ту сторону Атлантики (Мексика, Южная Америка) существенно не отличалась от изделий, производившихся в метрополии.
По материалам книги Д. Кес «Стили мебели»